После новогодних праздников, времени подарков и покупок, значительно увеличивается количество обращений граждан в консультационный центр по защите прав потребителей по вопросам, связанным с возвратом товаров. Однако, многие покупатели, не знают, что не все товары подлежат возврату, или, наоборот, считают, что приобретенный товар вернуть невозможно. Давайте разберемся — какой товар, в какие сроки, при каких условиях возможно вернуть продавцу.
Право на обмен и возврат товара надлежащего качества предусмотрен ст. 25 Закона «О защите прав потребителей».
Требование об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы потребитель вправе предъявить в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу.
Помимо условий и сроков возврата, которые рассмотрим ниже, данная статья указывает, что существует перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный Постановление Правительства Российской Федерации (Постановление № 2463 от 31.12.2020).
Потребитель не сможет вернуть следующие товары, если у него нет претензий к качеству:
— Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы по уходу за детьми — соски, бутылочки для новорожденного, тонометры, подгузники, перевязочный материал, лекарственные препаратыи др.
— Предметы личной гигиены — зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары.
— Парфюмерно-косметические товары — духи, туалетная вода, крема, средства для ухода за волосами и др.
— Текстильные товары — ткани, ленты, тесьма, кружево и др.
-Кабельная продукция — провода, шнуры, кабели.
-Строительные и отделочные материалы, цена которых определяется за единицу длины — линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.
— Швейные и трикотажные изделия — бельевые (постельное, нательное белье), чулочно-носочные изделия.
— Пластиковая посуда и упаковочные материалы.
— Товары бытовой химии.
— Мебельные гарнитуры. Если вы приобрели стол и стулья отдельно, то сдать можно, а если это было указано, как комплект или гарнитур, и продавалось только все вместе, то вернуть нельзя.
— Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
— Автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним.
— Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года — чайники, утюги, пылесосы, планшеты, мобильные телефоны, холодильники и др.
— Гражданское оружие.
— Животные и растения.
-Книги, брошюры, альбомы, календари, буклеты; издания, воспроизведенные на технических носителях информации.
После того, как выяснили, что товар, который Вы собираетесь вернуть не включен в данный перечень необходимо определиться со сроком. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Например, если Вы приобрели товар 25 декабря, то вернуть Вы его сможете до 08 января включительно. Обратите внимание, что сроки, указанные в Законе «О защите прав потребителей» предусматривают количество календарных дней.
Перечень причин для возврата товара в Законе определен более, чем конкретно — потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, или вернуть его, если нет товара для обмена, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Не стоит озвучивать другие причины, например, такие как, не понадобился, разонравился, передумал покупать. Если Вы решили вернуть туфли, не говорите, что они немодные, уточните, что не подошли по размеру, шуба — не подошла по фасону, деталь — по комплектации, комод — по габаритам. При указании причины, не указанной в законе, продавец будет вправе Вам отказать.
При возврате товара необходимо соблюдать следующие условия: сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
До тех пор, пока точно не уверились в том, что товар Вы оставляете у себя — не пользуйтесь покупкой. «Куртку одел всего лишь один раз», «Туфли проносила полдня только в офисе», «Играл с игрушкой всего один час» и другие подобные утверждения подтверждают факт использования товара. Не нарушайте пломбы, не срезайте ярлыки и не позволяйте продавцам срезать бирки при покупке. Сохраняйте упаковку в том виде, в каком забрали из магазина.
Подведем итоги. Потребитель вправе вернуть товар и потребовать денежные средства если:
1. Товар не включен в список неподлежащих возврату и обмену.
2. Товар не был в эксплуатации.
3. Сохранены все пломбы, бирки, ярлыки, упаковка.
4. Имеется чек, подтверждающий факт покупки. При отсутствии чека можно сослаться на свидетельские показания.
Напишите заявление на возврат товара. Не забудьте взять с собой паспорт. Деньги должны вернуть в течение трех дней. Если Вам отказывают — обращайтесь в суд.
Информация подготовлена специалистами отделения
защиты прав потребителей — консультационного центрас использованием СПС «Консультант Плюс».