В России День защиты прав потребителей получил признание после принятия Закона «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав. Закон «О защите прав потребителей» впервые в России был принят 7 февраля 1992г. и, претерпев несколько редакций, действует по настоящее время.
15 марта 2023 года отмечается традиционный Всемирный день защиты прав потребителей. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций — Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В 2023 году CI предложил в качестве девиза «World Consumer Rights Day To Empower Consumers Through Clean Energy Transitions» — «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
Стремительно растущая стоимость продуктов питания и энергии влияет на людей во всем мире, в результате чего миллионы людей могут оказаться за чертой бедности.
В настоящее время важную роль играет пропаганда здорового рациона питания, производство органической продукции, а также внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий, обеспечивающих экономию и эффективное расходование энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Существенное внимание должно уделяться учету коммунальных ресурсов, стимулированию потребителей коммунальных услуг оборудовать жилые помещения соответствующими приборами учета, обеспечению баланса интересов участников жилищных отношений в вопросе поставки, оплаты и потребления коммунальных ресурсов.
Ключевой проблемой, оказывающей негативное влияние на потребительский спрос, остаются недобросовестные действия продавцов и исполнителей услуг, обман потребителей.
недобросовестные действия продавцов и исполнителей услуг, обман потребителей. Потребители являются основными участниками рынка, а не пассивными наблюдателями, поэтому политика в этой сфере должна быть ориентирована на потребности потребителей, в том числе из уязвимых категорий.
Заданная тема Всемирного дня прав потребителей согласуется с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, в которой предусмотрены мероприятия по переходу к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы.
Ведущий специалист-эксперт
Территориального отдела
Роспотребнадзора по Иркутской области
в г. Черемхово, Черемховском
и Аларском районах, г. Свирске
Кляузер А.А.