Что делать, если приобрели косметику с истекшим сроком годности?

Косметическая продукция и парфюмерные товары при использовании по назначению должны быть безопасны для человека.

Безопасная косметика, это косметика, которая включает в себя совокупность свойств и характеристик, которые обеспечивают отсутствие вредного воздействия на потребителя при ее использовании в соответствии c назначением и способом применения в течение срока годности.

Период времени, установленный изготовителем, по истечении которого косметический товар считается непригодным для использования по назначению, называется сроком годности товара.

В обязательном порядке он устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.

Информацию о сроке годности товара изготовитель продавец обязан доводить до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом.

Маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке.

Срок годности указывается одним из следующих способов:

• «Годен до…» (дата);

• «Использовать до…» (дата);

• «Дата изготовления…» и «Годен до…» (дата);

• «Дата изготовления…» и «Использовать до…» (дата);

• «Срок годности… с даты изготовления, указанной на упаковке» (месяцев, лет).

Слова «Дата изготовления…» в маркировке могут быть заменены словом «Изготовлено…».

ВНИМАНИЕ! Срок годности — это период, по истечении которого парфюмерно-косметическая продукция считается непригодной для использования по назначению. Срок годности устанавливается изготовителем продукции в технических документах. В течение срока годности продукции изготовитель обязан гарантировать соответствие продукции

требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя и сохранение ее

потребительских свойств при соблюдении условий хранения.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ продажа товаров с истекшим сроком годности или если такой срок обязателен, но отсутствует. Такие товары признаются опасными и утилизируются или уничтожаются, а причиненный в результате использования таких товаров вред жизни, здоровью или имуществу потребителя должен быть возмещен в полном объеме.

Как действовать покупателю?

Если вы приобрели косметический товар с истекшим сроком годности или без указания такового, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Обнаружив, что срок годности приобретенного товара истек или не указан, вы вправе по своему выбору потребовать:

• замены товара на другой такой же надлежащего качества, в том числе, с перерасчетом покупной цены;

• возврата уплаченной за товар суммы.

Чтобы реализовать один из приведенных вариантов действий, покупатель предъявляет продавцу сам товар и письменное требование либо замены товара, либо возврат денег. Отказ продающей стороны в замене товара или компенсации его стоимости должен быть обоснован. Причинами не могут быть отсутствие чека, разрыв упаковки или признаки частичного использования продукта. Требование оформляется потребителем в двух экземплярах на имя руководителя продающей организации.

При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре подпись и печать рекомендуем направить претензию почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения, либо привлечь свидетеля, для подтверждения факта отказа продавца от принятия претензии, что позволит в случае необходимости подтвердить соблюдение претензионного порядка.

В случае спора о причине возникновения недостатков в товаре продавец обязан провести проверку качества товара, в том числе организовать его экспертизу. Покупатель вправе присутствовать как на проверке, так и на экспертизе, НО при написании письменного заявления о праве присутствия.

В случае продажи косметического товара с истекшим сроком годности проверка его качества часто заключается в осмотре товара, его упаковки, проверке обозначенного на них срока годности товара и сверке его с датой приобретения товара.

При возврате товара, оплаченного банковской картой, денежные средства перечисляются на банковскую карту покупателя. Если товар был оплачен наличными, деньги могут быть возвращены как из кассы, так и путем перечисления на банковскую карту покупателя.

Зачастую для оформления возврата товара и денежных средств за возвращенный товар продавец требует предъявление паспорта покупателя или иного документа, удостоверяющего личность покупателя.

В этом случае покупателю следует учитывать требования банковского законодательства, в частности пункта 1 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У, пункта 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, которые предполагают право продавца требовать предоставления таких документов.