Финансовая грамотность для дошкольников

Современные дети, даже такие маленькие, как дошкольники, рано сталкиваются с экономической жизнью как семьи, так и всего окружающего их общества. Они смотрят многочисленную рекламу, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями на начальном уровне. Финансовая грамотность, финансовое воспитание детей дошкольного возраста — это необходимое новое направление, так финансовая сфера неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Ребенок и деньги — это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей нашей жизни?

Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления С детьми дошкольного возраста, при объяснениях недостаточно только прочитать или рассказать — необходимо показать сами предметы, либо их изображение. Дошкольники могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Можно поручать малышу рассчитываться в магазине в вашем присутствии.

Вопросы, на какие стоит обратить внимание ребенка:

  • что такое деньги, какие они бывают, откуда берутся;
  • что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
  • что такое карманные деньги;
  • как планировать свои расходы;
  • техника безопасности использования банковских карт.

Лучше всего обучать дошкольников с помощью игр, рассказов, сказок, мультфильмов. Поиграйте с детьми в «магазин», «рынок». Включите мультфильмы с образовательным содержанием. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин.

На первом этапе малышу показывают, какими могут быть деньги. Ему наглядно демонстрируют и дают пощупать купюры, монеты. Родителям следует рассказать детям о своей работе, о том, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить, делать все покупки. Ребенок 6-7 лет уже может понять составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Важно привить правильное понимание «то, что необходимо» и «желаемого». Делая покупки вместе с детьми объясняйте детям, что хлеб — это необходимость, без него невозможно сохранить здоровье, а сладости — это желание. Например, домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи — это необходимая трата. А вот скачивать платные игры — желаемая трата. Взрослым нужно постараться дать осознание того, что необходимые покупки — это то, без чего нам сложно сосуществовать, без чего никак нельзя обойтись, а желаемые покупки — это те вещи, которые нам хочется приобрести, но и без них можно обойтись.

Можно развить следующую ситуацию с финансами — дать карманные деньги детям на личные нужды. Но помнить, эти средства будут принадлежать только ребенку, их он сможет тратить на свое усмотрение. Конечно, стоит провести беседу о том, что можно и что нельзя приобретать. Фраза «купи, что хочешь» может привести к неожиданным и неприятным результатам. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты.

Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к тяжелым последствиям для всей семьи. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

Информация подготовлена специалистами
Консультационного центра по защите прав потребителей
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»

Контактные данные:
г. Иркутск, ул.Трилиссера, 51, тел.8(395-2)22-23-88
ул. Пушкина, 8, тел. 8(395-2)63-66-22
Email- zpp@sesoirk.irkutsk.ru.

Яндекс.Метрика