Агрегатор. Новое понятие в «Законе о защите прав потребителей»

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», устанавливающий специальное регулирование для деятельности владельцев агрегатора.

Владелец агрегатора — это организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Выражение «товарный агрегатор», или иначе «маркетплейс» (англ. Marketplace — место торговли, рынок товаров) используется для обозначения электронной торговой площадки, на которой продавцы выставляют информацию о продаваемом товаре; покупатели, выбрав подходящий товар, заключают с продавцами договор купли-продажи (в электронной форме); осуществляется предварительная оплата товара и т.д. На сегодня наибольшую известность имеют такие маркетплейсы, как Ozon, Amazon, ЯндексМаркет, eBay.

Электронные торговые площадки могут использоваться не только для торговли товарами, но и в иных направлениях коммерции (например, агрегаторы такси (Uber), поиск гостиниц (booking.com), сервисы подбора туров (travel.ru), поисковики авиабилетов (aviasales.ru), новостные агрегаторы и т.д.).

Комментируя Закон об агрегаторах, специалисты отмечают, что агрегатор, по сути, представляет собой посредника между продавцами и покупателями (применительно к торговым агрегаторам (маркетплейсам), между перевозчиками и пассажирами (применительно к агрегаторам такси), между исполнителями и заказчиками (применительно к агрегаторам оказания услуг — поиску гостиниц, ресторанов, туров и т.п.) и т.д. При этом подчеркивается, что владелец агрегатора (правообладатель платформы) несет соответствующую ответственность.

Впрочем, надо иметь в виду, что в некоторых случаях правообладатель платформы может одновременно выступать в роли и продавца, и исполнителя — когда предлагает на своей электронной площадке собственные товары или услуги. Например, на электронной торговой площадке Amazon предлагаются к продаже в том числе товары, которые производит сам Amazon (в частности, планшеты Amazon Kindle Fire, электронные книги Kindle Paperwhite).

В соответствии с новым п. 12 ст. 9 Закона о защите потребителей владелец агрегатора обязан предоставить информацию о своем фирменном наименовании (наименовании) и месте нахождения, режиме работы, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, индивидуального предпринимателя. Такие же сведения должны быть представлены владельцем агрегатора в отношении всех продавцов или исполнителей, зарегистрированных на его электронной площадке.

В силу нового п. 22 ст. 12 «Закона о защите» потребителей владелец агрегатора должен возвратить потребителю сумму предварительной оплаты товара (услуги), если потребителем заявлено такое требование и одновременно наличествуют два условия:

  • товар (услуга), оплаченный потребителем, не был передан ему в срок (услуга не оказана в срок);
  • потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора в связи с нарушением срока передачи товара.

Помимо перечисленных положений Законом об агрегаторах, в Закон о защите прав потребителей разъяснена ответственность владельцев агрегаторов.

В соответствии с абз. 1 нового п. 21 ст. 12 «Закона о защите потребителей» владелец агрегатора несет ответственность за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), если на основании этой информации потребителем был заключен договор купли-продажи или возмездного оказания услуг. То есть владелец агрегатора должен возместить убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе).

Но если информация была неверно указана самим продавцом или исполнителем, владелец агрегатора освобождается от возмещения убытков потребителю.

Список крупнейших сайтов агрегаторов, осуществляющих деятельность на территории РФ:

Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Иркутской области»

Материал подготовлен с использованием
СПС Консультант

и информации с сайта http://sa1nikov.ru

WordPress Lessons